Реформа обязательного медицинского страхования в РФ: необходимость и направления развития

Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в установленных заранее пределах.

Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в установленных заранее пределах.

 

В 1991 году в России была создана система обязательного медицинского страхования. Система ОМС создавалась как автономная, обеспечивающая предоставление бесплатной медицинской помощи населению, со своими источниками доходов и направлениями расходов. Со своими обязанностями она справлялась, но к концу первого десятилетия XXI века назрела необходимость изменений.

Необходимость реформы системы ОМС обусловлена наличием следующих проблем:

ОМС оперируя значительными финансовыми потоками (464,3 млрд. рублей страховых платежей в 2009 году), не является страхованием и не связана с другими элементами финансовой системы России. В результате финансовые ресурсы населения невозможно инвестировать в развитие системы здравоохранения.

Платежи за неработающее население - это одна из проблем системы ОМС. Суммы, перечисляемые региональными бюджетами в фонды ОМС, отличаются в десятки раз. Таким образом, задача системы ОМС - максимальное выравнивание возможностей гражданина к получению качественной бесплатной медицинской помощи на всей территории России не выполняется.

Сегодня на рынке обязательного медицинского страхования нет конкурентной среды, потому что тариф ОМС покрывает лишь часть затрат медицинских учреждений. Работа частных медицинских учреждений в системе ОМС напрямую связана с переходом на полный тариф.

Медицинские учреждения в большинстве случаев содержатся за счет средств бюджетов различных уровней. При этом они получают деньги вне зависимости от качества лечения и количества вылеченных пациентов. Т.е. отсутствует какая-либо мотивация повышать качество предоставляемых услуг населению.

Отсутствие унификации полисов ОМС по России обуславливает проблемы в предоставлении лечения гражданам, получившим полисы в других регионах.

Свое воплощение реформа ОМС нашла в принятии ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», вступившем в силу 1 января 2011 года. Положения этого закона существенным образом изменяют систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2011 года граждане должны сами выбирать себе страховщика, поликлинику, врача. Новый страховщик пациента теперь становится его полновесным представителем в случае споров с медицинскими учреждениями. В перспективе через новые полиса ОМС можно будет обслуживаться как в частных клиниках, так и у частных докторов, которые будут добровольно осуществлять обслуживание по ОМС.

Однако, пока закон не работает. Это связано и с запоздалым оповещением «О действительности полисов о порядке их получения в переходный период», на официальном сайте фонда ОМС. Оно появилось там лишь в середине февраля, а население уже было дезинформировано СМИ.

Также действию закона препятствует противоречия, выходящие из ныне действующих актов региональных министерств и городских отделов здравоохранения. Из-за чего, например, существенно сокращается право свободного выбора медучреждений гражданами.

Обещанное одноканальное финансирование в форме полного тарифа закон пока не предусматривает (введение ожидается только в 2015 году). Сейчас действует двухканальная система - муниципальные поликлиники получают за пациента средства от страховой компании и по смете из бюджета за обслуживание прикрепленного населения. А частные мед. организации получают только оплату от страховщиков по тарифу ОМС. Соответственно, возмещать затраты на обслуживание основных фондов, оплату труда вспомогательных служб, закупку оборудования им приходится из собственных средств.

Что касается конкуренции среди страховых компаний, то пока ее не наблюдается. По данным Российской газеты в Новосибирской области предоставлением услуг ОМС занимаются всего три компании, а в Алтайском крае – семь.

В целом реформа имеет огромное значение уже только потому, что она переводит финансирования медицины на полноценные страховые принципы, позволяет повысить качество медицинского обслуживания, способствует развитию системы здравоохранения РФ, дает дополнительные ресурсы для развития страхового рынка и финансовой системы в целом. Но эффективной работе нового закона мешает как бюрократические и юридические проблемы, так и низкая информированность населения, являющаяся общей бедой страхового рынка РФ.

 

 

Александр Дворцов

funansust.ru


 

Breadcrumbs